Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

Достопримечательности и памятные места

ПАРК » КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Маховик был установлен 23 февраля 1915 года.

Общий вес 120000 кг. В листопрокатном цехе было 2 маховика для создания инерции вращения прокатных станов, 10 клетей. Маховики приводились в движение от заводской электростанции мощностью 1700 кВт, построенной в 1913 году. После наводнения в 1994 году завод постепенно прекращает свою работу.

В 2019 году вокруг маховика строится ограждение. И теперь здесь находится парк «Колесо истории», где на стендах можно прочитать об истории Тирляна.

НАША «ВЫЕМКА»

Высеченный в скале проход для узкоколейной железной дороги- еще одна достопримечательность села.

Наша знаменитая «ВЫЕМКА»

Строительство узкоколейной железной дороги от станции Запрудовка (г. Катав-Ивановск) через Тирлян до Белорецкого Завода было начато в 1909 году. Сквозное движение по ней открылось в 1912 году. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы, в исключительно тяжёлых условиях. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение.

Главным подрядчиком в строительстве железной дороги были немецкие компании: «ВОГАУ и К» и «Артур Коппель». Все работы осуществлялись в основном вручную. По октябрь 1912 года были уложены рельсы на всем протяжении ж/дороги от Запрудовки до Тирляна. Работа велась сразу в двух направлениях, со стороны Запрудовки (Катав-Ивановска), и со стороны Тирляна. Соединились уже на станции Машак. По мере продвижения постройки ж/дороги к завершающему этапу от Катава до Тирляна, немецкая компания «Артур Коппель» обеспечила паровозами и вагонами. Всего компания доставила 12 единиц паровозов и 140 вагонов.

В 2004 году дорога завершила свое существование.